ИМАМ АЛЬ-БАРБАХАРИ
Его полное имя: Абу Мухаммад аль-Хасан ибн Али ибн Халаф аль-Барбахари (араб. أبو محمد الحسن بن علي بن خلف البربهاري).
Имам Барбахари был одним из величайших учёных ханбалитского мазхаба своего время. Точная дата его рождения неизвестна, однако ученые сошлись на том, что он, да помилует его Аллах, умер в 329 году по хиджре, и упомянули, что он жил 76 или 77 лет. Он приобрел знания у группы учеников Имама Ахмада Ибн Ханбаля.
Сказал Ибн Аби Я`ля об аль-Барбахари: "Шейх общины своего времени, опередивший среди них в порицании людей нововведения и в противодействии им своей рукой и языком. Также он был известным среди правителей и был выдающимся среди учёных. Он являлся одним из мудрых учёных, одним из надёжных верующих, а также одним из тех, кто хорошо запомнил основы".
Сказал Ибн Касир: "Знающий, аскет, ханбалитский учёный, проповедник. Был суров к людям нововведения и греха. Обладал огромным уважением. Его почитали знающие и простые люди".
Сказал Аз-Захаби: "Ученый ханбалитского мазхаба и образцовый имам, который говорил истину и призывал к сунне, и не боялся порицаний порицающих".
Сказал Ибн Аби Я`ля в книге ат-Табакъату аль-Ханабиля (3/77 и после): "Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, перенес большое количество испытаний ради религии. Его противники пытались вызвать гнев правителя против него. Вплоть до того, что в 321 году по хиджре, во время правления аль-Къахира и его министра Ибн Мукъля, было приказано арестовать аль-Барбахари. Но Аль-Барбахари скрылся, однако группа его близких учеников была схвачена и отправлена в Басру. Всевышний Аллах наказал Ибн Мукълу за его деяние, вызвав гнев у аль-Къахира на него так, что Ибн Мукъла бежал и был отстранен со своего поста, а его дом был сожжён. Но и в последующем сам аль-Къахир Биллях был заключен в тюрьму, в среду 6-го числа, месяца джумадал-ахира, 322 году по хиджре. Он был схвачен и лишен своей должности и стал слепым в тот же день. Затем Всевышний Аллах даровал аль-Барбахари возвращение но свое почетное место.
И когда умер Абу АбдилЛягь Ибн Арафа, известный как Нифтавей, его похороны посетили многие знатные люди и ученые, процессию вел аль-Барбахари и это случилось в сафаре 323 году по хиджре, во время правления ар-Радыя.
В этом же году авторитет аль-Барбахари значительно поднялся, и его слова имели большой вес, а его студенты стали знаменитыми, распространяя порицания в сторону нововведенцев. Нововведенцы не оставляли своих попыток склонить сердце халифа ар-Ради против аль-Барбахари. Вплоть до того, что халиф ар-Ради дал приказ Бадру аль-Харшаний, начальнику своей стражи, отправится гонцом в Багдад и объявить при людях, чтобы не было позволено встречаться вместе любым двум ученикам аль-Барбахари. И вновь аль-Барбахари скрылся, тайно переехав из западной части города, где он ранее обосновался, в восточную часть города. Он умер в таком положении в 329 году по хиджре.
Рассказал мне (продолжает Ибн Аби Яъла) Мухаммад Ибн аль-Хасан аль-Мукъри, говоря: "Мой дед и моя бабушка рассказали мне:
"Абу Мухаммад аль-Барбахари был спрятан у своей сестры Тузун в восточной части города в переулке общественной бани. Он находился там на протяжении месяца, затем его кровь перестала течь по жилам. Когда аль-Барбахари умер, всё еще будучи спрятанным, сестра Тузун сказала своему слуге: "Найди кого-нибудь, чтобы омыть его". Так пришёл один человек, чтобы омыть его и дверь была на замке, чтобы никто не узнал. vk.com/istina_eto Он же один помолился над ним, но когда женщина-владелица дома заглянула в комнату, она увидела, что она полна людьми в белых и зеленых одеждах. Когда он завершил молитву, она больше не увидела никого, и она позвала своего слугу и сказала: "Ты погубил меня и моего брата!". Он сказал: "Разве ты не видела то, что видел я?". Она ответил: "Да". Он сказал: "Вот ключи от двери и она до сих пор заперта". Она сказала: "Похорони его в моём доме, и когда я умру, похорони меня возле него". И так он был похоронен в доме своей сестры, а спустя некоторое время, умерла она и была похоронена рядом с ним. И по пришествии времени, их могилы сравнялись с землей. Находятся могилы в городе ал-мухрам по близости от Медины".
Он говорил: "Заседание для того, чтобы сделать наставление - открывает дверь пользы, а заседание для того, чтобы поспорить - закрывает дверь пользы".
Также говорил: "Приверженцы нововведений подобны скорпионам, которые прячут свои головы и тела в песке и высовывают свои хвосты, а затем когда появляется возможность, могут ужалить, также и приверженцы нововведений, прячутся среди людей, а когда появляется возможность, начинают доносить то что желали из нововведений".
Также говорил: "Люди находятся в постоянном обмане".
Привел ас-Сафдий в книге "аль-Вафий биль-Вафият" (12\90-91)
от имама аль-Барбахари небольшой стих:
••Тот, чья душа удовлетворена тем, что ей достаточно
cтанет богатым и самодостаточным.
Довольствоваться малым из хороших качеств, созданным Аллахом.
И как много смиренных, которые возвысились этим качеством.
Душа чувствует себя в тесноте, когда она бедна,
Но если она получит утешение от своего Господа, почувствует достаточность.••
▪ instagram.com/istina_eto ▪ t.me/istina_eto